Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Тенденция цифровизации экономики существенно меняет экономическую реальность, проникая во все бизнес-процессы компаний. Таким образом, цифровая трансформация затрагивает образование, промышленность, науку, медицину, спорт и др. изменит площадь.
Новые технологии, которые постепенно интегрируются в операционные процессы, создают более гибкие и интеллектуальные способы ведения бизнеса, значительно повышают потребительскую ценность различных рыночных продуктов.
В настоящее время в СМИ идет бурная дискуссия о «цифровизации образования». В целом отзывы носят восторженный основной тон, а при внимательном рассмотрении отражают ожидания авторов проектов или публикаций, а не реальные достижения практики. образование
Поскольку цифровизация образования стала одним из модных трендов, появилось множество посвященных ей исследовательских работ. Однако, как и прежде, в отношении информатизации научные работы носят преимущественно умозрительный характер, так как, во-первых, не определяют основной термин (он принимается как само собой разумеющееся); во-вторых, они описывают, о чем идеи автора. оцифровка может обучать, не привязывая эти идеи к какому-либо реальному опыту; в-третьих, не анализируется способность выполнить условия, необходимые для демонстрации сущности инновации.
Противоречивость изменения образования в условиях цифровизации вызвано несколькими причинами:
- на социально-экономическом уровне – необходимостью изменения качества и доступности образования в условиях цифровой экономики, вызванного повышением требований к выпускникам и развитию их компетенций;
- на научно-техническом уровне – необходимостью организации системы цифрового сопровождения образовательного процесса, подготовки специалистов;
- на научно-педагогическом уровне- необходимостью методического сопровождения, разработке методов, показателей и критериев оценки эффективности использования цифрового образования в образовательном процессе.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью рассмотрению особенностей изменения школьного экономического образования в условиях цифровой трансформации.
Цель исследования – рассмотреть особенности трансформации экономического образования в условиях цифровой экономики.
Объект исследования – цифровая экономика в образовательном процессе.
Предмет исследования – особенности трансформации экономического образования в условиях цифровой экономики.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие о цифровизации, её модели и стратегии;
2.Раскрыть понятие и цифровой образовательном пространстве ежегодно особенностей;
3.Выявить опыт использования цифровой трансформации в условиях школьного экономического образования.
Степень разработанности проблем цифровой трансформации бизнеса находится на достаточно высоком уровне. Так, вопросам цифровой трансформации бизнеса и цифровизации отдельных бизнес процессов посвящены работы российских авторов: А. Анохина, А. Бийчук, Г. Головенчик, К. Еремейчук, М. Ермакова, В. Плотников, Е. Сысоева, В. Калугин, А. Сухревски и зарубежных исследователей: П. Друкер, М. Потер, Д. Мошелла, П. Вайл, С. Ворнер. Однако в настоящее время проблематике цифровизации именно образовательного сектора еще посвящено недостаточное количество работ.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были выявлены основные пути организации цифрового образования в условиях школьного экономического обучения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты цифровой трансформации
1.1 Понятие о цифровизации
В настоящее время для характеристики цифровых трансформаций используется множество понятий. Следует отметить, что понятие «цифровая трансформация» часто является синонимом понятий «оцифровка» и «цифровизация». Рассмотрим подробнее каждый из них и выделим основные особенности процесса цифровой трансформации.
Оцифровка — это процесс преобразования физических/аналоговых объектов (бумажных документов, изображений, звуковых сигналов, видео и т. д.) в цифровую форму, что позволяет хранить и распространять информацию через Интернет. Цифровые данные можно обрабатывать, хранить, фильтровать, идентифицировать, воспроизводить и передавать целиком, с высокой скоростью и с низкими затратами. В результате формируется непрерывный поток информации в электронном (цифровом) виде, что является основой для использования алгоритмов и автоматизации процессов [5].
Мнения об определении понятия «цифровизация» не вызывают разногласий у специалистов и экспертов в области исследований. Таким образом, цифровизация рассматривается как «социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и освоением цифровых технологий, технологии создания, обработки, обмена и передачи информации.
В основе цифровизации процессов лежит использование передовой аналитики для управления компанией. Мы можем говорить о цифровизации маркетинга или оцифровке производства — это означает, что многие функции и операции будут выполняться автоматически, без участия человека. Цифровизация позволяет перейти к цифровому предприятию [12].
Цифровая трансформация— это переход к цифровому бизнесу, комплексное изменение деятельности компании, ее бизнес-процессов, компетенций и бизнес-моделей, полное использование возможностей цифровых технологий для повышения конкурентоспособности, создания и созидания. повышение ценности в цифровой экономике. Как правило, цифровая трансформация приводит к появлению новых рынков, новых потребителей и созданию новых бизнесов [5].
Цифровизацию часто путают с автоматизацией, но это совершенно разные процессы. Автоматизация в первую очередь заменяет ручной труд компьютеризированным трудом. Цифровизация предполагает использование технологий цифровых вычислений для преобразования бизнеса, чтобы все решения принимались на основе данных. Автоматизация является частью цифровизации [14].
Цифровизация затрагивает всю компанию, благодаря чему достигается синергия каждой из площадок на единой цифровой платформе.
Исследования в области цифровой трансформации можно разделить на несколько основных направлений. Стоит отметить, что эти направления задает основополагающая книга, ставшая классикой процессов цифровой трансформации: «Руководство по оцифровке: как превратить технологии в цифровую трансформацию». Авторы определяют цифровую трансформацию как «изменение трех ключевых областей предприятия: клиентского опыта, операционных процессов и бизнес-моделей».
Цифровая трансформация затрагивает три организационные области: внешнюю (клиентский опыт и пожизненную ценность клиента), внутреннюю (бизнес-процессы, принятие решений и организационную структуру) и организацию в целом (бизнес-сегменты и функции). Важным результатом цифровой трансформации является непрерывная цифровая коммуникация и формирование многочисленных стейкхолдеров компании (клиентов, поставщиков, партнеров, конкурентов и т. д.), а также экосистем.
Не существует единого способа определить стратегию цифровой трансформации, которая в большей степени связана с человеческим фактором, ролью конкретных лиц и влиянием корпоративной культуры на организационные процессы. Это особенно актуально для компаний и экономик без культуры стратегического управления, где процессы цифровизации и цифровой трансформации в основном связаны с использованием технологий.
Цифровые технологии включают в себя все виды электронного оборудования и приложений, которые используют информацию в виде цифрового кода. Интернет, сотовые телефоны и инструменты цифровых технологий для сбора, хранения, анализа и цифрового обмена данными [42]. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам цифровизации, что подтверждается принятыми стратегиями/программами развития цифровой экономики [1].
Стратегии цифровизации и цифровой трансформации часто называют цифровыми стратегиями, под которыми понимается использование цифровых технологий для преобразования бизнес-моделей и создания новых конкурентоспособных бизнес-возможностей. В этой главе исследуется связь цифровой стратегии с корпоративной, конкурентной и функциональной стратегиями компании [26]. За последние годы для бизнеса сформировались два противоположных подхода к процессу цифровой трансформации с точки зрения доступности и прозрачности технологий, стоимости и готовности инфраструктуры:
- от технологий к потребностям бизнеса - предприятия соревнуются за новейшие технологии и оценивают результаты. обычно вторичны по отношению к внедрению, основное внимание уделяется получению конкурентных преимуществ за счет владения технологиями. Следование этому подходу имеет краткосрочные последствия из-за отсутствия связи с бизнес-стратегией.
- от потребностей бизнеса к технологии - оценка желаемых результатов и определение источников создания ценности перед выбором и последующим внедрением конкретной технологии. Такой подход поддерживается стратегическими целями компании и является долгосрочным.
Таким образом, примем рабочее определение цифровой трансформации – это использование цифровых технологий в деятельности.
1.2 Подходы и стратегии цифровой трансформации
Отсутствие единообразия в процессах цифровой трансформации определяет необходимость выявления и систематизации используемых моделей и стратегий. Можно сформулировать несколько различных подходов к реализации цифровой стратегии [44].
Подход 1. Цифровая стратегия считается самостоятельной функциональной стратегией как часть общей корпоративной стратегии. Интегрируясь в общую корпоративную стратегию, цифровая стратегия каждой компании становится уникальной.
Подход 2. Цифровая стратегия не выделяется в отдельный стратегический план. Влияние процессов цифровизации находит отражение в конкретных функциональных стратегиях. Дорожная карта внедрения технологий находится на пересечении стратегии инновационного развития и ИТ-стратегии.
Подходы 1 и 2 действительны
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева И.Л. Развитие цифровой экономики в условиях глобализации: управленческий аспект // International Scientific and Practical Conference World science. 2009. Т. 3. № 4 (20). С. 57-60.
2. Александров Р.О., Цифровая компетентность как инструмент в информационном обществе для осуществления контроля и распространения информации / Р.О. Александров, В.С. Киреев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – No 4.С. 54-58.
3. Асанов Р.К. Формирование концепции "цифровой экономики" в современной науке // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2012. № 15. С. 143-148.
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. – 2019. – No. 3. – С. 3-8.
5. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава ;гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. – Москва: ВНИИГ экосистем, 2017. – 28 с.
6. Гнездова Ю.В. Развитие цифровой экономики России как фактора повышения глобальной конкурентноспособности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 5. С. 16-19.
7. Добринская Е. Д. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва / Е.Д.Добринская, Т.С.Марты- ненко // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2019. – No 1. – С. 108–120.
8. Ефимушкин, В. А. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики / В. А. Ефимушкин, Т. В. Ледовских, Е. Н. Щербакова // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2017. - Т. 11. -№ 5. - С. 15-20.
9. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. 2017. № 4 (76). С. 15-21.
10. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107-112.
11. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, – 365 с / Ясвин В.А. // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
12. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – URL: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.04.2020). – Текст : электронный.
13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. – URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 20.04.2020). – Текст : электронный
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 20.04.2020). – Текст : электронный.
15. Сызыкина М. С. Понятие цифровой экономики в России // Достижение науки и образования. – 2018. – No 6 (28). – С. 25–28.
16. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84.
17. Хаджинов Л.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Экономика и социум. 2021. №6-2 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovatelnoy-sredy-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (дата обращения: 22.06.2023).
18. Школьный «Наполеон». Объединяющая роль информационных технологий / Н. Овчинникова // Управление школой. – 2007. – 5. – № 1. – С. 21–24.
19. Ценжарик М.К. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели / Крылова Ю.В., Стешенко В.И. // Вестник Санкт- Петербургского университета. Экономика. Т. 36. Вып. 3. С. 390–420.